Президиум Высшего
Арбитражного Суда Российской Федерации
в составе: председательствующего
- Председателя Высшего Арбитражного
Суда Российской Федерации Иванова А.А.; членов Президиума:
Амосова С.М., Андреевой Т.К., Валявиной
Е.Ю., Витрянского В.В., Иванниковой Н.П.,
Козловой О.А., Никифорова С.Б., Першутова
А.Г., Сарбаша С.В., Слесарева В.Л., Юхнея
М.Ф. - рассмотрел
заявление Государственного учреждения
- Калининградского регионального
отделения Фонда социального страхования
Российской Федерации о пересмотре в
порядке надзора постановлений Тринадцатого
арбитражного апелляционного суда от
29.10.2010 и Федерального арбитражного суда
Северо-Западного округа от 20.01.2011 по
делу N А21-2952/2010 Арбитражного суда
Калининградской области. Заслушав и обсудив
доклад судьи Першутова А.Г., Президиум
УСТАНОВИЛ:
Государственным
учреждением - Калининградским региональным
отделением Фонда социального страхования
Российской Федерации (далее - фонд)
проведена документальная выездная
проверка федерального государственного
унитарного предприятия "Калининградский
морской рыбный порт" (далее - предприятие)
по вопросам начисления, уплаты страховых
взносов на обязательное социальное
страхование от несчастных случаев на
производстве и профессиональных
заболеваний и расходования этих средств
за 2009 год, по результатам которой
составлен акт от 15.03.2010 N 210 н/с, принято
решение от 08.04.2010 N 168 (далее - решение) о
привлечении страхователя к ответственности
за неисполнение или ненадлежащее
исполнение обязанностей по обязательному
социальному страхованию от несчастных
случаев на производстве и профессиональных
заболеваний и выставлено требование
от 26.04.2010 N 168 (далее - требование) об уплате
недоимки по страховым взносам на
обязательное социальное страхование
от несчастных случаев на производстве
и профессиональных заболеваний, пеней
и штрафов за неисполнение или ненадлежащее
исполнение обязанностей. Названными
ненормативными правовыми актами
предприятию, в частности, предложено
уплатить 17 224 рубля 23 копейки взносов
на обязательное социальное страхование
от несчастных случаев на производстве
и профессиональных заболеваний,
соответствующую сумму пеней и 3 444 рубля
85 копеек штрафа, предусмотренного
пунктом 1 статьи 19 Федерального закона
от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном
социальном страховании от несчастных
случаев на производстве и профессиональных
заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) за
неполную уплату сумм страховых взносов
в результате занижения облагаемой базы. Основанием для
принятия оспариваемых решения и
требования в указанной части явился
вывод фонда о занижении предприятием
облагаемой базы для начисления страховых
взносов на сумму 1 913 803 рубля 17 копеек в
результате невключения в нее выплат,
производимых предприятием своим
работникам в размере среднего заработка
за дни сдачи крови и ее компонентов и
предоставляемые в связи с этим дни
отдыха. Не согласившись
с решением и требованием фонда, предприятие
обратилось в Арбитражный суд Калининградской
области с заявлениями о признании их
недействительными. Определением
Арбитражного суда Калининградской
области от 05.05.2010 дела объединены в одно
производство. Решением
Арбитражного суда Калининградской
области от 12.08.2010 в удовлетворении
заявления предприятию отказано. Постановлением
Тринадцатого арбитражного апелляционного
суда от 29.10.2010 решение суда первой
инстанции отменено в части отказа в
признании недействительными решения
и требования фонда в отношении уплаты
17 224 рублей 23 копеек взносов на обязательное
социальное страхование от несчастных
случаев на производстве и профессиональных
заболеваний, соответствующей суммы
пеней и 3 444 рублей 85 копеек штрафа,
предусмотренного пунктом 1 статьи 19
Закона N 125-ФЗ, и в указанной части
заявление удовлетворено. В остальной
части решение суда первой инстанции
оставлено без изменения. Федеральный
арбитражный суд Северо-Западного округа
постановлением от 20.01.2011 постановление
суда апелляционной инстанции оставил
без изменения. В заявлении,
поданном в Высший Арбитражный Суд
Российской Федерации, о пересмотре
постановлений судов апелляционной и
кассационной инстанций в порядке надзора
фонд просит их отменить, ссылаясь на
неправильное применение арбитражными
судами норм права, и принять по делу
новый судебный акт. В отзыве на
заявление предприятие просит оставить
упомянутые судебные акты без изменения. Проверив
обоснованность доводов, изложенных в
заявлении и отзыве на него, Президиум
считает, что оспариваемые судебные акты
подлежат отмене. Отказывая в
удовлетворении заявления в части
доначисления страховых взносов на
обязательное социальное страхование
от несчастных случаев на производстве
и профессиональных заболеваний,
соответствующих сумм пеней и штрафа в
связи с занижением облагаемой базы для
начисления страховых взносов в результате
невключения в нее выплат, производимых
предприятием своим работникам в размере
среднего заработка за дни сдачи крови
и ее компонентов и предоставляемые в
связи с этим дни отдыха, суд первой
инстанции сделал вывод о том, что
поскольку названные выплаты не
предусмотрены Перечнем выплат, на
которые не начисляются страховые взносы
в Фонд социального страхования Российской
Федерации, утвержденным постановлением
Правительства Российской Федерации от
07.07.1999 N 765 (далее - Перечень), то эти выплаты
подлежат включению в облагаемую базу
для начисления страховых взносов на
обязательное социальное страхование
от несчастных случаев на производстве
и профессиональных заболеваний. Отменяя решение
суда первой инстанции и удовлетворяя
заявление предприятия по данному
эпизоду, суд апелляционной инстанции
исходил из того, что спорные выплаты не
входят в систему оплаты труда
работников-доноров, а производятся
работодателем в силу закона вне
зависимости от наличия или отсутствия
соответствующих положений в трудовом
договоре, коллективном договоре или
соглашении. В связи с этим
суд пришел к выводу о том, что суммы
среднего заработка, выплачиваемые
организацией работникам-донорам за дни
сдачи крови и ее компонентов и
предоставленные в связи с этим дни
отдыха, не могут считаться выплатами,
включаемыми в базу для начисления
страховых взносов на обязательное
социальное страхование от несчастных
случаев на производстве и профессиональных
заболеваний. Суд кассационной
инстанции согласился с выводами суда
апелляционной инстанции относительно
правовой природы спорных выплат, а также
сослался на положения статьи 7 Федерального
закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых
взносах в Пенсионный фонд Российской
Федерации, Фонд социального страхования
Российской Федерации, Федеральный фонд
обязательного медицинского страхования
и территориальные фонды обязательного
медицинского страхования" (далее -
Закон N 212-ФЗ), а также на позицию
Министерства здравоохранения и
социального развития Российской
Федерации и Пенсионного фонда Российской
Федерации, изложенную соответственно
в письмах от 19.05.2010 N 1239-19 и от 29.09.2010 N
30-21/10260. При этом судом
кассационной инстанции не учтено
следующее. Из положений
пунктов 1 и 2 статьи 1 Закона N 212-ФЗ следует,
что предметом правового регулирования
данного Закона не являются отношения
по страховым взносам на обязательное
социальное страхование от несчастных
случаев на производстве и профессиональных
заболеваний. В письмах Министерства
здравоохранения и социального развития
Российской Федерации и Пенсионного
фонда Российской Федерации содержится
позиция относительно уплаты страховых
взносов, предусмотренных Законом N
212-ФЗ. В силу пункта 1
статьи 1 Закона N 125-ФЗ обязательное
социальное страхование от несчастных
случаев на производстве и профессиональных
заболеваний является самостоятельным
видом социального страхования. Следует иметь в
виду, что в соответствии с положениями
статьи 3 Закона N 125-ФЗ под страховым
взносом понимается обязательный платеж
по обязательному социальному страхованию
от несчастных случаев на производстве
и профессиональных заболеваний,
рассчитанный исходя из страхового
тарифа, скидки (надбавки) к страховому
тарифу, который страхователь обязан
внести страховщику. При этом страховой
тариф - это ставка страхового взноса с
начисленной оплаты труда по всем
основаниям (дохода) застрахованных. Согласно пункту
2 статьи 22 Закона N 125-ФЗ страховые взносы
на обязательное социальное страхование
от несчастных случаев на производстве
и профессиональных заболеваний, за
исключением надбавок к страховым тарифам
и штрафов, уплачиваются вне зависимости
от других взносов на социальное
страхование и включаются в себестоимость
произведенной продукции (выполненных
работ, оказанных услуг) либо в смету
расходов на содержание страхователя. В силу пункта 1
статьи 20 Федерального закона от 16.07.1999
N 165-ФЗ "Об основах обязательного
социального страхования" (в редакции,
действовавшей в спорный период) расчетной
базой для начисления страховых взносов
являются выплаты, начисленные в виде
заработной платы, либо иные источники,
определяемые в соответствии с
законодательством Российской Федерации
для граждан, подлежащих обязательному
социальному страхованию. Исходя из
пункта 2 названной статьи страховые
взносы начисляются страхователями на
начисленную оплату труда по всем
основаниям (доходам) и иные определяемые
федеральным законом источники доходов,
установленные федеральными законами
о конкретных видах обязательного
социального страхования. В соответствии
с пунктом 3 Правил начисления, учета и
расходования средств на осуществление
обязательного социального страхования
от несчастных случаев на производстве
и профессиональных заболеваний,
утвержденных постановлением Правительства
Российской Федерации от 02.03.2000 N 184 (далее
- Правила), страховые взносы начисляются
на начисленную по всем основаниям оплату
труда (доход) работников. В силу пункта 4
Правил страховые взносы не начисляются
на выплаты, установленные Перечнем, за
исключением вознаграждения, выплачиваемого
гражданам на основании гражданско-правового
договора, если указанным договором
предусматривается уплата страховых
взносов. В Перечень не
включаются выплаты, производимые
работодателем своим работникам в размере
среднего заработка за дни сдачи крови
и ее компонентов и предоставляемые в
связи с этим дни отдыха. Названные выплаты
работодатель производит в силу закона
независимо от наличия или отсутствия
соответствующих положений в трудовом
договоре, коллективном договоре или
соглашении. Согласно статье
186 Трудового кодекса Российской Федерации
работник освобождается от работы в день
сдачи крови и ее компонентов, после
каждого дня сдачи крови и ее компонентов
работнику предоставляется дополнительный
день отдыха, при этом за работником
сохраняется средний заработок. Законодательное
закрепление положения о том, что за
работником в упомянутых случаях
сохраняется средний заработок, означает,
что работнику за день сдачи крови и ее
компонентов и день отдыха после этого
выплачивается заработная плата. Данные выплаты
не подпадают под те виды выплат, на
которые в соответствии с Перечнем не
начисляются страховые взносы в Фонд
социального страхования Российской
Федерации. При этом следует
иметь в виду, что от размера выплат, с
которых исчисляются взносы на обязательное
социальное страхование от несчастных
случаев на производстве и профессиональных
заболеваний, зависит и размер пособия,
подлежащего выплате работнику в
результате наступления страхового
случая (пункт 2 статьи 12 Закона N 125-ФЗ). При названных
обстоятельствах оспариваемые судебные
акты подлежат отмене в силу пункта 1
части 1 статьи 304 Арбитражного
процессуального кодекса Российской
Федерации как нарушающие единообразие
в толковании и применении арбитражными
судами норм права. Учитывая изложенное
и руководствуясь статьей 303, пунктом 5
части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного
процессуального кодекса Российской
Федерации, Президиум Высшего Арбитражного
Суда Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
постановление
Тринадцатого арбитражного апелляционного
суда от 29.10.2010 и постановление Федерального
арбитражного суда Северо-Западного
округа от 20.01.2011 по делу N А21-2952/2010
Арбитражного суда Калининградской
области отменить. Решение Арбитражного
суда Калининградской области от
12.08.2010 по указанному делу оставить без
изменения.