Данная заметка, пусть и с некоторым опозданием, вызванным нехваткой времени, посвящена Постановлению Конституционного Суда РФ от 25.02.2014 N 4-П «По делу о проверке конституционности ряда положений статей 7.3, 9.1, 14.43, 15.19, 15.23.1 и 19.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с запросом Арбитражного суда Нижегородской области и жалобами обществ с ограниченной ответственностью «Барышский мясокомбинат» и «Волмет», открытых акционерных обществ «Завод «Реконд», «Эксплуатационно-технический узел связи» и «Электронкомплекс», закрытых акционерных обществ «Геотехника П» и «Ранг» и бюджетного учреждения здравоохранения Удмуртской Республики «Детская городская больница N 3 «Нейрон» Министерства здравоохранения Удмуртской Республики».Названное Постановление считаю важным и нужным, а для некоторых лиц, кому близка тема по административным правонарушениям юридических лиц, ещё и долгожданным.
Уверен, тот, кто ранее сталкивался с проблемой привлечения юридического лица к административной ответственности в виде штрафа, понимает значимость постановления КС РФ, которому посвящена эта заметка.
Для тех же, кого вдруг обошла стороной подобная напасть, поясню. Проблема состоит в том, что в Кодексе РФ об административных правонарушениях установлен не только верхний предел административного штрафа, но и нижний, в связи с чем суд при рассмотрении дела был вынужден исходить из минимального установленного законом размера штрафа. А таковым «минимальным» размером, в соответствии с некоторыми статьями КоАП, является, если не ошибаюсь, 1 000 000 рублей. Как видно, сумма непосильная для огромного числа юридических лиц.
Ни для кого не является секретом, что, с первого взгляда, однородные административные правонарушения всё же различаются между собой. Некоторые из них имеют лишь формально признаки такового. Как правило, никто (в том числе и сами правонарушители) не спорит, что к ответственности привлекать всё же нужно. Но не в таком же размере. Всё же необходимо учесть юридически значимые факторы и обстоятельства совершения каждого конкретного правонарушения.
Но наш мудрый законодатель в данном плане связал суду руки, установив нижний и верхний пределы штрафа. И выходило, что суд, исследовав обстоятельства совершения правонарушения, статус правонарушителя и иные значимые факторы, придя для себя к выводу о необходимости учесть смягчающие обстоятельства и личность правонарушителя ... вынужден привлечь к ответственности в виде огромного штрафа.
Есть, конечно, ещё и путь защиты через признание правонарушения малозначительным, но он подходит далеко не всегда.
Вот поэтому и полагаю настоящее Постановление КС РФ крайне значимым и в полной мере справедливым и обоснованным. Наконец-то суд, рассматривающий дело об административном правонарушении, получил право привлекать к ответственности с учётом принципов справедливости и соразмерности наказания содеянному, а не по строго формализованному шаблону. Как результат, к административной ответственности в виде штрафа одного и того же размера привлекались гигантские сетевые организации и ООО типа «Марь Иванна», занимающееся оказанием услуг по оклейке обоев гражданам.
Теперь по самому Постановлению. Доводы, выводы и постановления Высокого Суда крайне точны и справедливы, в силу чего полагаю возможным их привести в несколько сокращённом виде.
Как указал Конституционный Суд РФ: «Меры административной ответственности и правила их применения, устанавливаемые законодательством об административных правонарушениях, должны не только соответствовать характеру правонарушения, его опасности для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий для лица, привлекаемого к административной ответственности, тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; применение одинаковых мер ответственности за различные по степени опасности административные правонарушения без надлежащего учета характеризующих виновное в совершении административно-противоправного деяния лицо обстоятельств, имеющих объективное и разумное обоснование, противоречит конституционному запрету дискриминации и выраженным в Конституции Российской Федерации идеям справедливости и гуманизма и несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения... федеральный законодатель должен стремиться к тому, чтобы устанавливаемые им размеры административных штрафов в совокупности с правилами их наложения позволяли в каждом конкретном случае привлечения юридического лица к административной ответственности обеспечивать адекватность применяемого административного принуждения всем обстоятельствам, имеющим существенное значение для индивидуализации ответственности и наказания за совершенное административное правонарушение».
«Кроме того, поскольку ни часть 1 статьи 1.4 КоАП Российской Федерации, согласно которой юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств, ни иные положения данного Кодекса не проводят каких-либо различий между юридическими лицами, судьи и другие правоприменители исходят из того, что при наложении административного штрафа его минимальный размер, установленный за соответствующее административное правонарушение, должен соблюдаться равным образом в отношении всех юридических лиц - независимо от их вида. В результате для отдельных коммерческих организаций, относящихся, как правило, к субъектам малого предпринимательства, а тем более - для осуществляющих социальные, культурные, образовательные, научные и другие функции некоммерческих организаций, в том числе государственных и муниципальных учреждений, привлечение к административной ответственности сопровождается такими существенными обременениями, которые могут оказаться для них непосильными и привести к самым серьезным, вплоть до вынужденной ликвидации, последствиям (что нашло подтверждение в судебных актах, принятых в связи с привлечением к административной ответственности некоторых заявителей по настоящему делу)»
Ну, и, наконец, основное из постановленного Судом.
«Признать положения части 1 статьи 7.3, части 1 статьи 9.1, части 1 статьи 14.43, части 2 статьи 15.19, частей 2 и 5 статьи 15.23.1 и статьи 19.7.3 КоАП Российской Федерации, устанавливающие минимальные размеры административных штрафов, применяемых в отношении юридических лиц, совершивших предусмотренные ими административные правонарушения, не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (части 1, 2 и 3) и 55 (часть 3), в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования эти положения во взаимосвязи с закрепленными данным Кодексом общими правилами применения административных наказаний не допускают назначения административного штрафа ниже низшего предела, указанного в соответствующей административной санкции, и тем самым не позволяют надлежащим образом учесть характер и последствия совершенного административного правонарушения, степень вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, его имущественное и финансовое положение, а также иные имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности обстоятельства и, соответственно, обеспечить назначение справедливого и соразмерного административного наказания.
2. Федеральному законодателю надлежит - исходя из требований Конституции Российской Федерации и с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в настоящем Постановлении, - внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях изменения, вытекающие из настоящего Постановления.
Впредь до внесения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях надлежащих изменений размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам, совершившим административные правонарушения, предусмотренные частью 1 статьи 7.3, частью 1 статьи 9.1, частью 1 статьи 14.43, частью 2 статьи 15.19, частями 2 и 5 статьи 15.23.1 и статьей 19.7.3 КоАП Российской Федерации, а равно иные административные правонарушения, минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен судом ниже низшего предела, предусмотренного для юридических лиц соответствующей административной санкцией, на основе требований Конституции Российской Федерации и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в настоящем Постановлении».
P.S.: И всё же... Не все акты Конституционного Суда РФ за последнее время огорчительны...
А.Овчинников
|